
30.01.2012 |

Автор seo-самурай Подари мне японский веер
И Луну в бокале вина.
Я хочу превратиться в ветер.
Налету менять имена.
Тёмным небом душа полна,
И вот-вот улетит на север
Из распахнутого окна -
Был бы только японский веер.
Ева Тенецкая
Происхождение веера теряется в глубине веков. Родиной веера считается Индия, где свидетельства древности этого атрибута царей, запечатлены на индусских барельефах и миниатюрах и упомянуты в древних индусских поэмах. На Востоке веер вкупе с зонтиком были атрибутами королевского положения. Для изготовления вееров использовались листья банана, пальмы и лотоса. Знать же, чтобы подчеркнуть своё положение в обществе, использовала веера из перьев павлина.
В Египте веер считается символом счастья и небесного покоя. На сохранившемся египетском барельефе изображены сыновья Рамзеса Великого с веерами из страусовых перьев. В подписи к барельефу они названы “веероносцами с левой стороны царя”.
Из Индии веер распространился по всему Ближнему Востоку (Ассирия, Мидяне, Персы). Пользовались им греки, римляне.
Когда Кортес, в сопровождении конкистадоров, появился в Мексике, то Монтесума, вождь ацтеков, преподнёс ему в числе подарков два веера украшенных перьями, одна сторона веера изображала золотую луну, а другая – золотое солнце.
В Китае веера из своеобразных опахал с деревянной ручкой и перьями трансформировались в изделия тонкой работы: на рамку натягивались полотна из тонкой бумаги, шёлка. Украшались картинками, каллиграфией использовались другие материалы: тростник, лотос. В таком виде веер и появился в Японии.
Японским вельможам веер, пришёлся по душе. А вскоре популярность веера вышла за пределы дворца. Веер занял прочное место среди бытовых принадлежностей японца. Веером просеивали рис, раздували огонь, использовали как лопаточку для подаяния чего-либо. Ну и конечно по прямому предназначению, т.е. для обдувания ветерком.
Утива (не складывающийся) – тип веера пришедший из Китая в Японию, имел цельную конструкцию в форме лепестка и изготавливался из единого куска дерева или металла. Или же представлял собой рамку обтянуютую бумагой или шёлком. Органические материалы в Японии не использовались для изготовления веера, т.к. всё мёртвое в буддисткой японии считалось грязным.
Наиболее простой и распространённый метод изготовления утивы заключался в расщеплении конца бамбуковой трубки и обтягивании их каким либо материалом.

На рисунке видно, что для каркаса утива использован расщеплённый конец бамбуковой палки.

Как мы видим конструкция утивы таже, что и на предыдущем рисунке, только сменился рисунок.

Это утива-э, наклейка на веер утива. Название: "красавица и трубка". Автор Утагава Куниёси.
Серию укиё-э Утагава Куниёси предназначенных для наклейки на утива и называемых утива-э, можно посмотреть здесь: http://www.kuniyoshiproject.com/
Утива также популярны в наши дни, как и много веков назад.

Утива и в наши дни столь же востребованны, как и много веков назад.
Веер типа утива, модифицированный для военных нужд, преобразился в гумбай (дансэн утива) — больший твёрдый раскрытый веер, сделанный из железа, дерева или дерева с металлическими элементами. Такой веер носили высокопоставленные военачальники, пользуясь им для отражения стрел, защиты от солнца и подачи сигналов отрядам.

Веер полководца гумбай-утива не предназначался для нанесения смертоносных ударов, но в случае необходимости мог сослужить хорошую службу.
В конце 7 века был изобретён “сэнсу” – складывающийся веер. Веерных дел мастеру из селения Тамба, близ Киото, жившему в эпоху Тенджи ( 661-671 года) и кому приписывается авторство этого типа веера, идею подсказало устройство крыла летучей мыши. Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность и спорность вопроса его возникновения. Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающегося в гармошку покрытия из специальной прочной бумаги.
И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая
династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других
разнообразных красочных складных вееров.
Японская аристократия, состоящая без исключения, из военных, попыталась придать предмету украшения и признаку положения в обществе прикладные свойства. Из боевых модификаций сэнсу можно отметить гунсэн (облегчённый вариант боевого веера) и тэссэн – массивный веер с мощными стальными пластинами, в сложенном состоянии способный заменить дубинку, а в раскрытом отразить стрелу или удар меча.

Не думаю, чтобы в древности были такие веера. Это скорее всего модель для съёмок какого-нибудь блогбастера.
Возникла техника боевого использования веера тессен – “тессен-дзюцу”. Согласно официальной версии первым овладел техникой тессен-дзюцу Минамото-но-Ёсицунэ (1159—1189) благодаря горным духам “тэнгу”, с которыми он общался в период обучения в монастыре (О детстве и отрочестве Ёсицунэ можно почитать здесь). Благодаря технике тессен-дзюцу, Ёсицунэ победил монаха Бэнкэя в знаменитой встрече на мосту. Техника тессен-дзюцу преподавалась в лагере Минамото-но-Ёритомо в Камакура наряду с сумо, кю-до и ябусамэ (стрельбы из лука с лошади по бегущей собаке), где Ёритомо обосновался со своими подвижниками перед решительным сражением с родом Тайра (война Гэмпэй).
Позднее тессэн-дзюцу стало обязательным для изучения в школе синкагэ-рю (школе божественной тени) и сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого. Мастер, используя металлический веер, складывает и раздвигает его, используя то как дубинку, то как небольшой щит или использует заточенные как бритва края веера.
Ниже приведён образец веера тессен, изготовленного в наши дни и продаваемого в числе других вееров на каком то японском интернет-магазине http://www.be-tackle.com/katana/tessen.htm Там же можно посмотреть образцы других вееров, а также большой выбор японских мечей син-гэндайто – букв. “новый современный меч”, или “син-сакуто “недавно сделанный меч” – это мечи сделанные после возобновления в 1954 году производства по традиционным технологиям.

Лицевая сторона (если так можно выразиться) боевого веера тессен, изготовленного в наши дни.

Оборотная сторона того же веера.

Веер тессен в сложенном виде. Футляр и мягкий чехольчик. Длина 19 см. Цена 5800 иен без НДС.
Таким образом можно различить два типа веера: утива (нескладывающийся) и сэнсу (раздвижной), а внутри каждого типа существует ещё множество разновидностей.
История и фольклор Японии неразрывно связаны с упоминанием и использованием веера. Первый классический пример это поединок Ёсицунэ и монаха Бэнкэя.
Примерно в тоже время, но чуть-чуть позже (а может и раньше) Минамото-но-Ёримаса написал прощальные стихи на оборотной стороне боевого веера.
Ёримаса Минамото и его сыновья отбивали натиск самураев Тайра, позволив принцу
Мотихито выскользнуть из храма. Затем Ёримаса получил ранение в правый локоть и
оставив сыновей сдерживать Тайра удалился, чтобы совершить то, что позже будет
принято за классический образец сэппуку: написав на оборотной стороне боевого
веера прощальные стихи:
“Как дерево сухое, с которого не снять плодов,
печальна жизнь моя была,
которой суждено пройти бесплодно”,
старый самурай разрезал себе живот кинжалом. Верный слуга утопил его голову в реке, предварительно набив камнями, чтобы она не досталась врагу.
Об этом сражении при Удзи 20 июня 1180 г. можно почитать у меня же http://dzyo-san.ru/?p=669
“Погиб поэт невольник чести”:

Сигналы веером использовали для вызова на поединок. В битве при Ити-но-тани семнадцатилетнему Ацумори, поэту при дворе Тайра, самурайская этика не позволила проигнорировать призывные взмахи веером самурая из клана Минамото (Кумагай Наодзанэ). И он вернулся на свою погибель.
Об этом сражении при Ити-но-тани, одного из многих в ходе войны Гэмпэй у меня написано здесь: http://dzyo-san.ru/?p=1485